Выборнова Ольга Владимировна, педагог ДОУ

Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества

 Развитие общества неразрывно связано со всесторонним развитием каждого индивидуума этого общества. А всестороннее развитие личности невозможно без полноценной социализации человека. В связи с этим, следует напомнить, что факторами формирования личности являются наследственность, среда и воспитание. Среда - это реальность, в условиях которой происходит формирование личности, чем более благоприятна среда, т. е. созданы всевозможные условия для  человека, тем более высокий уровень развития получает личность.  Не последнее место в формировании полноценной личности занимает общение. Без него культурное, социальное, психическое развитие личности невозможно. Еще одним фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. Нередко его сравнивают с целенаправленной социализацией, где наставник или воспитатель, используя различные методики, руководит процессами формирования личности. Человек, попадая в социальную среду, испытывает различные влияния, воспитатель может ослабить негативное влияние и усилить положительное. Наследственность - это совокупность биологических факторов, которые передаются от родителей детям. Человек наследует цвет глаз, волос, особенности телосложения, особенности нервной системы, некоторые болезни.  Но, как утверждал К. Д. Ушинский, не только эти три фактора влияют на полноценное развитие личности, но еще и собственная деятельность, которая помогает улучшать личностные качества. Улучшая и изменяя внешние факторы, человек улучшает самого себя. В ходе своей жизни человек оказывается вовлечен в различные виды деятельности: трудовую, познавательную, творческую, спортивную, игровую, учебную. Каждый вид деятельности оказывает свое уникальное влияние на формирование личности.

 Дадим определение: дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. [3]

Не смотря на стремительное развитие различных технологий, автоматизации производства, роль человека в обществе увеличивается и усложняется, с повышением уровня жизни  увеличиваются потребности человека. Поэтому государству необходимо, чтобы каждый член общества был вовлечен в трудовые и социальные отношения. В связи с этим, надо уделить особое внимание вопросам, связанным с людьми с ОВЗ и их социализацией. Определив основные факторы, влияющие на формирование личности, мы можем наметить основные подходы к проблеме социализации детей с ОВЗ на современном этапе развития общества:

1. всестороннее освещение в обществе вопросов, связанных с лицами с ОВЗ и просвещение общества;

2. поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ;

3. взаимодействие семей, имеющих детей с ОВЗ, как между собой, так и с образовательными учреждениями;

4. создание комфортной среды для всестороннего развития детей с ОВЗ;

5. создание условий для общения;

6. создание условий для реабилитации и интеграции в общество;

7. создание дифференцированной системы образовательных учреждений для детей с ОВЗ, в зависимости от состояния их здоровья;

8. обеспечение доступности культурных  и физкультурно-спортивных объектов;

9. подготовка квалифицированных кадров для сопровождения детей с ОВЗ.

К сожалению, в настоящее время эти подходы реализованы далеко не в полной мере. В первую очередь необходимо всестороннее освещение всего, что связано с детьми с ОВЗ. И так как самую важную роль в социализации этих детей имеет семья, то надо в полной мере и в полном объеме информировать её о всех проблемах, тонкостях, мерах поддержки, возможностях, которые есть у данной семьи. Не секрет, что многие родители, чьи дети имеют проблемы с развитием, различные отклонения, не хотят, чтобы ребенку ставили «клеймо» «ОВЗ», тем самым  лишая ребенка должного внимания специалистов, возможности реабилитации и своевременной коррекции. Это происходит по причине неосведомленности в данном вопросе и страха неприятия обществом. Отсюда вытекает следующая проблема - просвещение общества в вопросах, касающихся принятия людей с ОВЗ. Наше общество, к сожалению, еще не готово принимать людей с ОВЗ как полноценных своих членов. Пока слишком мало информации по этой теме, слишком много устаревших мнений. А так как социализация начинается еще в детстве со взаимодействия со сверстниками, то необходимо, чтобы участники этого процесса были достоверно проинформированы. Здесь не последнюю роль играет взаимодействие семей с детьми с ОВЗ между собой: создание сообществ, в том числе в соцсетях, обсуждение возникающих проблем, передача положительного опыта, поддержка, рекомендации. А полноценное, тесное взаимодействие с образовательными учреждениями, которые ребенок посещает, где с ним работает грамотный и квалифицированный, специально подготовленный персонал, значительно облегчает процесс социализации. Также важно отметить еще недостаточное количество объектов социальной, культурной и физкультурно-спортивной сферы, доступных для людей с ограниченными возможностями здоровья. А ведь именно в этих сферах реализуется один из самых важных аспектов социализации - общение. И объекты этих сфер призваны обеспечивать реабилитацию, всестороннее развитие, поддержку и интеграцию в общество.

Исходя из вышесказанного, необходимо уделять больше внимания всевозможным проектам, направленным на улучшение ситуации в вопросах социализации детей с ОВЗ, продвигать их и реализовывать, давать возможность молодым специалистам проявлять себя в данной сфере, мотивируя их и поддерживая на государственном уровне. А всестороннее просвещение общества в данном вопросе, своевременная, адекватная поддержка со стороны властей дадут в конечном итоге положительные результаты.

Литература

1. Вайндорф-Сысоева, М. Е.Педагогика : учебное пособие для среднего профессионального образования и прикладного бакалавриата / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2014. 

2. Дети с ограниченными возможностями здоровья [Электоронный ресурс]. - Режим доступа https://www.klgd.ru/activity/education/protection/deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.php?print=Y.

3. Ушинский, К. Д.Педагогическая антропология в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / К. Д. Ушинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019.

6 июля 2022 в 09:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.